Довузовское обучение Бакалавриат Магистратура Аспирантура Контакты
 :: Направления
Преподаваемые дисциплины
Учебные пособия
Учебно-методическая работа
Научная работа

 :: Теор. основы химии
Программа курса
Контрольные работы
Лабораторные работы
Семинары
Тестирование

 :: Неорганическая химия
Программа курса
Контрольные работы
Лабораторные работы
Тестирование

Дистанционное обучение
Программы курсов
Курсовые работы
Вопросы к экзаменам
Рекомендуемая литература
Таблица Д.И. Менделеева
Справочные данные

 :: О нас
История кафедры
Руководство кафедры
Педагогический коллектив
Научно-педагогическая школа

 


Кафедра общей и неорганической химии

ПЕРЕЧЕНЬ

вопросов, знание которых является обязательным для студентов,
сдающих экзамен по курсу «Общая и неорганическая химия. Часть I. Теоретические основы химии»

Знания

Умения

1

Основные понятия и законы химии (относительные и абсолютные атомные и молекулярные массы, моль, эквивалент, закон Авогадро, закон эквивалентов).

Умение решать задачи на закон Авогадро и с использованием уравнения Менделеева Клапейрона, рассчитывать абсолютные массы атомов и молекул, определять фактор эквивалентности и вычислять молярную массу эквивалента вещества в реакциях обмена и окисления-восстановления. Умение решать задачи с использованием закона эквивалентов.

2

Строение атома. Физический смысл квантовых чисел. Характеристика состояния электрона в атоме системой квантовых чисел. Принцип Паули и правило Хунда. Понятие об орбиталях

Умение охарактеризовать квантовыми числами электроны атомов элементов I-III периодов периодической системы. Умение изобразить форму электронных облаков s-, p- и d-электронов.

3

Современная формулировка периодического закона. Структура периодической системы элементов. Заполнение электронных слоев и оболочек атомов в периодической системе.

Умение составить электронные формулы атомов и ионов s-, p-, d- и f-элементов (в основном состоянии). Умение объяснить изменение кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств элементов по группам и периодам периодической системы.

4

Понятие об электроотрицательности. Основные типы химической связи.

Умение объяснить образование молекул с ионной, ковалентной и донорно-акцепторной связью.

5

Перекрывание орбиталей при образовании ковалентных связей. Понятие о гибридизации волновых функций (sp-, sp2- и sp3-гибридизации). Кратные связи.

Умение объяснить электронное строение и структуру следующих молекул: Н2О, NН3, CH4, C2Н4, С2Н2, ВеС12, СО2, ВС13.

6

Понятие о молекулярных орбиталях

Умение записать распределение электронов по молекулярным орбиталям в следующих молекулах и ионах: Н2, Н2+, Не2, Не2+, Li2, Be2, B2, N2, O2, O2+, O2+ и определять кратность химической связи в этих молекулах.

7

Понятие о водородной связи и ее влиянии на свойства вещества.

Умение объяснить свойства воды и фтористого водорода наличием сильных водородных связей.

8

Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств кристаллических веществ от типа кристаллической решетки.

Умение привести примеры и объяснить свойства веществ в зависимости от типа кристаллической решетки. Знать тип решетки и свойства веществ: Н2О(к), СО2(к), Fe(к), NaCl(к), С(алмаз).

9

Общее понятие об энтальпии и ее изменении в различных процессах. Термохимические уравнения. Закон Гесса и следствия из этого закона.

Умение решать задачи с использованием следствий из закона Гесса на нахождение тепловых эффектов процессов с использованием справочных данных.

10

Общее понятие об энтропии. Физический смысл энтропии. Понятие об абсолютных энтропиях веществ и изменении энтропии в различных процессах.

Умение рассчитывать изменение энтропии DSo для различных процессов по данным о So298.

11

Общее понятие об энергии Гиббса. Изменение энергии Гиббса как мера химического сродства. Связь энергии Гиббса с энтальпией и энтропией.

Умение рассчитывать DGo процессов с использованием данных о DGo298 образования и по уравнению DG = DG + ТDS. Умение решить вопрос о возможности самопроизвольного протекания процесса на основании значения DG процесса.

12

Химическое равновесие и его признаки. Принцип Ле-Шателье-Брауна.

Умение записывать выражение для константы химического равновесия и решать задачи с ее использованием, в частности применяя уравнение DGo = -RT lnK. Умение использовать принцип Ле-Шателье для установления влияния различных факторов на химическое равновесие.

13

Понятие о химической кинетике. Закон действия масс. Энергия активации. Понятие о гомогенном и гетерогенном катализе.

Знание влияния различных факторов на скорость химической реакции. Умение привести примеры различных каталитических процессов.

14

Окислительно-восстановительные реакции и их классификация. Понятие о степени окисления, типичные окислители и восстановители.

Умение рассчитывать степени окисления элементов в соединениях. Умение составлять простейшие уравнения окислительно-восстановительные реакции с расстановкой коэффициентов (с участием KMnO4 в различных средах, K2CrO7, H2SO4(конц.), HNO3, HNO2, H2O2, KI, Na2SO3, H2S, металлов и неметаллов).

15

Растворы и их классификация. Способы выражения концентрации растворов.

Умение решать задачи на нахождение массовой доли вещества в растворе, молярной, нормальной, моляльной концентрации и титра раствора.

16

Электролитическая диссоциация. Неассоциированные (сильные) и ассоциированные (слабые) электролиты. Степень и константа диссоциации слабого электролита.

Умение привести примеры сильных и слабых электролитов. Умение записывать уравнения диссоциации электролитов различных типов и вычислять концентрации ионов в разбавленных растворах сильных и слабых электролитов.

17

Равновесие в растворах малорастворимых электролитов. Понятие о произведении растворимости (ПР).

Умение решать задачи с использованием ПР.

18

Ионное произведение воды и водородный показатель (рН).

Умение вычислять рН разбавленных растворов сильных и слабых кислот и оснований.

19

Понятие о гидролизе солей. Различные случаи гидролиза.

Умение составлять уравнения гидролиза солей по катиону, по аниону и по катиону и аниону.

20

Общие сведения о комплексных соединениях (внутренняя и внешняя сфера, комплексообразователь, лиганд, координационное число). Диссоциация комплексных соединений и комплексных ионов. Константа нестойкости.

Умение привести примеры комплексных соединений и простейшие реакции их образования и разрушения. Умение составить уравнение диссоциации комплексного соединения и выражение для константы нестойкости комплексного иона.

 

 

 

© Факультет естественных наук. Тел.:(499) 978-87-51
Разработка Щербаков Д.В.